«Качели»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на
живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый
произносит рифмовку:
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
«Дерево на ветру»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на
коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над
головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного
сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
«Дровосек»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе
сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора,
вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам
"прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах".
Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
«Сердитый
ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик
во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не
отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на
выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем
"ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять
раз.
«Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в
стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед
грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика
выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская
руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
«Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья
и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья,
так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого
дерева упали.
«Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны,
на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
«Пушок»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите
ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только
носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.
«Жук»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди.
Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди,
опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
«Петушок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять
руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить
«ку-ка-ре-ку».
«Ворона»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и
опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно
опускает руки и произносит на выдохе: «каррр»,
максимально растягивая звук [р].
«Паровозик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Ходьба, делая попеременные движения руками и
приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно
останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
«Вырасти
большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх,
хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на
всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
«Часики»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить.
Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до
10 раз.
«Каша кипит»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на
груди. Втягивая живот и
набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь
(выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук
«ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
«Воздушный шарик»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот.
Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в
животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает
медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется
5 раз подряд.
«Насос»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Малыш ставит
руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно
приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее.
Повторить 3 – 4 раза.
«Регулировщик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята
вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во
время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
«Ножницы»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в
стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается
вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После
освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от
плеча, а только кисти рук.
«Снегопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые
комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать
"снежинки" с ладони.
«Трубач»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх.
Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.
«Поединок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч".
Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить
гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно
проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.
«Пружинка»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища.
Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП
(вдох). Повторить 6-8 раз.
«Кто дальше загонит шарик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два
ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать
самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
«Подуй на одуванчик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох
носом, затем длинный выдох
через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
«Ветряная мельница»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или
мельницы из песочного набора.
«Бегемотик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область
диафрагмы и глубоко дышит.
Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и
сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
«Курочка»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки
опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе
наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах»,
одновременно похлопывая себя по коленям.
«Парящие
бабочки»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках.
Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить,
чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
«Аист»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу,
согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд.
Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося
"ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.
«В лесу»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу.
Сделав вдох, на выдохе произнесите"ау". Меняйте интонацию и громкость
и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
«Волна»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На
вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно
возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит
"Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание
отменяется.
«Хомячок»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Предложите ребенку пройти несколько шагов (до
10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить
воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
«Лягушонок»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок
быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув,
прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре
раза.
«Боевой клич индейцев»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев:
негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для
детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить
громкостью», показывая попеременно рукой
«тише-громче».
Комментариев нет:
Отправить комментарий