«Ритм - это основа всей жизни человека, потому что
ритм это дыхание, это смена времен года, частей суток, это сердцебиение,
ходьба, речь!»
(Станиславский)
Сегодня поговорим про ритм, как об основе речи и
чтения.
Малейшее нарушение чувства ритма у детей приводит к
нарушению речи, а, как следствие, и нарушению чтения. Ведь невозможно красиво
сказать и прочитать, не поставив ударение в нужном слоге, не сделав
интонационное ударение, не расставив смысловые паузы. Красивая правильная речь
всегда характеризуется правильным ритмическим рисунком.
Именно поэтому дети с малейшим нарушением чувства
ритма, будут иметь трудности с освоением чтения, счета, с работой над
пространственным восприятием.
Поэтому очень важно обращать внимание на задания с
ритмическим компонентом в дошкольном возрасте.
Развитию чувства ритма способствуют:
·
все игры с музыкальными инструментами,
особенно ударными;
·
повторение ритмов с моторным компонентом
(топаем, хлопаем, приседаем в определенной последовательности-ритме);
·
важно чередовать ритм (быстро-медленно,
тихо-громко);
·
такие упражнения, как
кулак-ребро-ладонь, не только способствуют развитию чувства ритма, но и
развивают межполушарное взаимодействие;
·
упражнения с кинезио мячики и мешочками
- это отличный способ развивать чувство ритма на уровне крупной моторики
(именно ритмическое повторение определенной схемы лежит в основы методики
BAL-A-VIS-X);
·
и конечно же, все виды заданий на работу
с фонематическим слухом и слоговой структурой слова принесут огромную пользу
ребенку, готовящемуся освоить чтение и письмо.
Предлагаю несколько упражнений на развитие чувства
ритма.
Ритмические импровизации.
Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками.
По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, по сигналу
останавливаются.
Перемена ритма.
По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм
меняется на более быстрый или на более медленный.
Каждому свой ритм.
Группа делится на две команды. Каждой команде
задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое
задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.
Раз, два, три, повтори!
Педагог задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими
жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.
Упражнение «Мячики»
(Л. Шитте. Этюд)
Дети стоят по кругу, руки на поясе.
1-я фраза. Хлопки.
2-я фраза. Притопы.
3-я фраза. Хлопки.
4-я фраза. Шлепки по коленям.
Также в интернете вы можете найти множество примеров
ритмических упражнений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий