«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня
хочу представить вашему вниманию семинар – практикум который я проводила в
октябре месяце с педагогами нашего ДОУ.
Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования, ориентирует дошкольные
образовательные организации на гуманистический характер взаимодействия
педагогов и родителей по вопросам воспитания и обучения детей. И задача педагогов избежать конфликтных ситуаций
в общении с родителями. Ведущая роль в
организации общения отводится педагогу, так как именно он является
профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.
Оборудование:
ИКТ
(проектор, ноутбук, доска), метафорические карты «Пути-дороги»
В начале нашей встречи, мы немного
поиграли в метафорические карты, задание было следующим:
– Выберите пожалуйста карту,(выбирали в
слепую, карты были перевернуты), посмотрите внимательно не показывая остальным.
Какие ассоциации вызывает у вас картинка, ответьте на вопрос «Для меня моя работа это……. »Хорошо! Положите обратно. И еще раз возьмите. Покажите карту. И еще раз
ответьте на тот же вопрос «Для меня моя работа это……. » Есть ли совпадения по картинкам и по ответам?
Мы все с вами разные и по разному воспринимаем этот мир. Спасибо!
Некоторым педагогам тяжело давалось
задание, долго не могли найти ассоциацию с картинкой. Но в результате все
справились с заданием.
Как всегда вначале немного теории.
По роду своей деятельности нам приходится общаться не только с детьми,
но и с родителями. И наша с вами задача избежать конфликтных ситуаций в
общении с родителями.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что
в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека
закладывается в первые 15 секунд! Для
того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд,
необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе
собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
1. Улыбка.
2. Имя собеседника.
3. Комплимент.
- В общении наиболее применим косвенный
комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику –
ружье, родителю его ребенка.
Мы должны помнить загруженные, усталые после
работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения
ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно
рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных
сторонах ребенка.
Рассмотрим
практическую ситуацию.
1.Алеша целый день вёл себя в группе
плохо, обижал детей, проявлял агрессию.
Ваша задача поговорить с родителями
ребенка.
Педагогами были предложены различные
варианты беседы с родителями.
В результате педагоги поняли что
наиболее эффективное общение это совместное решение проблемы.
Совместно с педагогами мы разобрали
такой прием как прием присоединения, т. е. найти
общее. Как можно реже употреблять
местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы»:
«Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех
беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это
воспитание наших с вами детей!»
Педагог должен дать родителям
почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии
ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Родители должны видеть в педагоге человека, который любит их ребёнка. Живёт
заботой о нём. Это вызывает у них откровенность, они доверительно рассказывают
о своих трудностях, просят совета.
Психотехническое
упражнение «Давление».
Цель: осознание
разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на
равноправное общение. (10 мин)
Инструкция: встаньте друг
против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу
ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на
ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления
на ладони партнера по игре.
Выскажите друг другу свои впечатления. В
какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш
партнёр давил на Ваши ладони?
Тогда, попробуйте не давить друг на
друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук
так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).
Почувствовали ли Вы, насколько приятнее
взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства?
Уважаемые
педагоги разобьемся на пары(педагог-родитель) и попробуем разобраться в
следующих ситуациях.
Ситуации
1. Ребенок два
года. Ходит в детский сад третий день на полдня. Привыкает тяжело. Утром
расстается с мамой со слезами, долго не успокаивается. Отказывается кушать. В
совместные игры не включается.
Мама: «Мария Ивановна, я должна вам
сообщить, что завтра я выхожу на работу и заберу Васю только после 6 часов
вечера. Хватит растягивать адаптацию. Пусть привыкает»..
2. Воспитатель
обращается к маме Маши с рассказом о том, что дети нового узнали на занятиях и
с предложением закрепить изученный материал дома.
В
ответ мама резко отвечает: «Мария Ивановна
, я целыми днями на работе мне
некогда заниматься с ребенком дома, это
ваша обязанность , вы «за это зарплату
получает».
3. Родители приводят ребенка в группу после
завтрака, из-за чего Таня постоянно пропускает утренние занятия, игры, зарядку.
На утверждения воспитателя о
необходимости соблюдения режима дня детского сада отвечают:
«Мария Ивановна у нас свободное посещение и мы имеем право приводить своего ребенка тогда,
когда нам это удобно.
4. Забирая
вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются:
«Мария Ивановна , ну что это такое вся одежда
у Пети грязная, вы плохо следите за детьми»
«Основы
построения беседы с «трудным» родителем». (5 мин)
- Любой педагог знает, как нелегко
беседовать с так называемыми «трудными» родителями.
- Каких родителей можно назвать
«трудными»? (Участники высказываются).
«Трудные» родители:
•Агрессивные, конфликтные,
демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное
невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты
на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели,
педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».
•Родители в позиции растерянности и
беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок
нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».
Общение
с такими родителями можно условно разбить на две фазы.
На первой
фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную
отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т. е.
не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Необходимо «продержаться» примерно 10-15
секунд, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или
жаловаться на свою беспомощность.
В случае с «агрессивным» родителем,
нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не
теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем,
спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас
слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».
Почувствовав нашу нейтральную позицию и
эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут
иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться
психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.
Вторая
фаза
беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения
проблем.
Чтобы
избежать противостояния с родителями:
•необходимо проявлять сдержанную
доброжелательность и открытость;
•подчеркнуть значимость родителей в
воспитании собственного ребенка;
•показать родителю свою положительную
настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует,
что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к
«психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.
•Не надо стремиться, во что бы то ни
стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление
приводит к протесту).
•Обсуждайте проблему, а не личные
качества ребенка и его родителей.
•Нужно выразить уверенность в том, что
если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то
существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против
проблемы, а не против друг друга».
Закончили мы наш семинар-практикум
упражнением «Массаж по кругу»
Упражнение
Массаж по кругу.
Цель:
расслабление,
снятие напряжения.
Группа становится в круг друг за другом.
Ведущий: «Представьте себе, пожалуйста,
что вы – деревья в саду. Летний ветерок покачивает ваши ветки-руки. Постепенно
ветер усиливается (амплитуда движений увеличивается) и начинает идти мелкий
дождик (кончиками пальцев легко стучите по спине стоящего впереди участника).
Дождь усиливается (движение более напористое). Постепенно дождик затихает и
начинает выглядывать солнышко (поглаживание спины). Теперь развернитесь на 180
градусов и отблагодарите партнера за приятные ощущения – идет повторение
инструкции».
В конце встрече я
попросила педагогов заполнить листы обратной связи. Все остались довольны!
Комментариев нет:
Отправить комментарий