Здравствуйте дорогие
читатели!
В настоящее время, все чаще и чаще
говорится о необходимости развития
эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка, как
важных составляющих жизненной успешности
личности. Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных
задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья ребёнка, в
том числе его эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально -
коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками [4].
Все мы живем в мире людей и степень
успешности зависит не только от
интеллектуальных и физических способностей, а скорее всего от того как
эти способности оценивают другие. Человек социальное существо и
нуждается в обществе себе подобных и лишь во взаимодействии с другими людьми может
реализовать себя. Уровень успешности личности определяется степенью
развитости её эмоционального интеллекта и социальной компетентности ( отношением
к своему Я, мерой доверия к себе и миру, системой оценок и самооценок, коммуникативными навыками, уверенностью в себе,
способностью к сопереживанию).
Исследования в этой области говорят о
том, что коллективная творческая
деятельность является одним из действующих инструментов развития у детей
эмоционального интеллекта и социальной компетентности.
Предлагаю вашему вниманию несколько игр направленных на развитие
эмоционального интеллекта и социальной компетентности дошкольника.
Игра «Жилой дом»
Цель: учить умению работать вместе с другими,
активизировать детей к проблемам современного жилища, пробуждать интерес к
выработке собственных идей.
Оборудование: листы А4,
картон, карандаши, скотч.
Подготовительный
этап: Беседа по теме как строятся и функционируют жилые многоэтажные дома в
городе.
По
сюжету игры каждый ребенок получает лист бумаги и картонную заготовку,
напоминающую железобетонную панель многоэтажного дома, в ней вырезано большое
окно, в которое будет вклеиваться рисунок.
Основной этап:
1
игровая ситуация «Жильцы». Дети индивидуально рисуют каждый свою квартиру,
лучше рисовать не существующую, идеальную с точки зрения ребенка.
2
игровая ситуация «Строительство и заселение дома». Распределяются роли, педагог
–«руководитель строительства», «архитекторы» – распределяют кто на каком этаже
будет жить, «монтажники» – соединяют скотчем панели в единую конструкцию. Когда
работа завершена детям предлагается по очереди рассказать о своих квартирах.
«Продолжи
рассказ»
Цель: развивать
умение слушать другого.
Оборудования: карточки с
любыми изображениями.
Основной этап: Задача каждого
участника – перевернуть лежащую перед
ним карточку и сказать несколько предложений о том, что на ней изображено.
Второй
участник также берет карточку, лежащую перед ним, его задача – рассказать о
своем изображении, но сделать это надо, обязательно продолжая начатый
предыдущим участникам рассказ. Третий участник, подняв свою карточку, говорит о
своем изображении, продолжая общую сюжетную линию и т. д.
«Любимая Сказка»
Цель: развивать
умение договариваться с партнером, умения действовать совместно.
Оборудование: гуашь, листы
плотной бумаги для черчения А3, кисти.
Предварительный
этап:
Беседа, в ходе которой выясняем, кто из детей какую сказку любит больше всего и
почему. Затем детей объединяем в пары.
Основной этап: Задача детей
нарисовать совместную работу, изобразив героев своей любимой сказки. После
выполнения задания, устроить выставку-обсуждения совместных работ, и поговорить
о том как работалось в паре.
Литература
1. Балакирева Т. С. Эмоции и дети - комплексные занятия педагога - психолога // Дошкольное
воспитание. - 2005. - №1.
2. Нгуен М. А. Психологические предпосылки
возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте //
Культурно-историческая психология. - 2007. - №3.
3. Савенков А. И. Развитие эмоционального
интеллекта и социальной компетентности у детей. – М.: Национальный книжный
центр, 2015. – 128 с.
4. Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования. – М,: Центр педагогического
образования, 2014. –32 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий