воскресенье, 29 сентября 2019 г.

Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности дошкольника


                                 
Здравствуйте дорогие читатели!
В настоящее время, все чаще и чаще говорится о необходимости развития  эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка, как важных  составляющих жизненной успешности личности.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья ребёнка, в том числе его эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально - коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками [4].
Все мы живем в мире людей и степень успешности зависит не только от   интеллектуальных и физических способностей, а скорее всего от того как эти  способности оценивают другие.  Человек социальное существо и нуждается в обществе себе подобных и лишь во взаимодействии с другими людьми может реализовать себя. Уровень успешности личности определяется степенью развитости её эмоционального интеллекта и социальной компетентности ( отношением к своему Я, мерой доверия к себе и миру, системой оценок и самооценок,  коммуникативными навыками, уверенностью в себе, способностью к сопереживанию).
Исследования в этой области говорят о том, что коллективная творческая деятельность является одним из действующих инструментов развития у детей эмоционального интеллекта и социальной компетентности.
        Предлагаю вашему вниманию несколько игр направленных на развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности дошкольника.

Игра «Жилой дом»

Цель: учить  умению работать вместе с другими, активизировать детей к проблемам современного жилища, пробуждать интерес к выработке собственных идей.
Оборудование: листы А4, картон, карандаши, скотч.
Подготовительный этап: Беседа по теме как строятся и функционируют жилые многоэтажные дома в городе.
По сюжету игры каждый ребенок получает лист бумаги и картонную заготовку, напоминающую железобетонную панель многоэтажного дома, в ней вырезано большое окно, в которое будет вклеиваться рисунок.
Основной этап:
1 игровая ситуация «Жильцы». Дети индивидуально рисуют каждый свою квартиру, лучше рисовать не существующую, идеальную с точки зрения ребенка.
2 игровая ситуация «Строительство и заселение дома». Распределяются роли, педагог –«руководитель строительства», «архитекторы» – распределяют кто на каком этаже будет жить, «монтажники» – соединяют скотчем панели в единую конструкцию. Когда работа завершена детям предлагается по очереди рассказать о своих квартирах.


«Продолжи рассказ»

Цель: развивать умение слушать другого.
Оборудования: карточки с любыми изображениями.
Основной этап: Задача каждого участника – перевернуть  лежащую перед ним карточку и сказать несколько предложений о том, что на ней изображено.
Второй участник также берет карточку, лежащую перед ним, его задача – рассказать о своем изображении, но сделать это надо, обязательно продолжая начатый предыдущим участникам рассказ. Третий участник, подняв свою карточку, говорит о своем изображении, продолжая общую сюжетную линию и т. д.

                                    «Любимая Сказка»

Цель: развивать умение договариваться с партнером, умения действовать совместно.
Оборудование: гуашь, листы плотной бумаги для черчения А3, кисти.
Предварительный этап: Беседа, в ходе которой выясняем, кто из детей какую сказку любит больше всего и почему. Затем детей объединяем в пары.
Основной этап: Задача детей нарисовать совместную работу, изобразив героев своей любимой сказки. После выполнения задания, устроить выставку-обсуждения совместных работ, и поговорить о том как работалось в паре.


                                    Литература

1. Балакирева Т. С. Эмоции и дети - комплексные занятия педагога - психолога // Дошкольное воспитание. - 2005. - №1.
  2. Нгуен М. А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. - 2007. - №3.
   3. Савенков А. И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 128 с.
   4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М,: Центр педагогического образования, 2014. –32 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий