Психологам

           Консультация педагога-психолога Яковлевой И.В.

                   «Как рассказать детям о дне победы»

Цель :информировать педагогов как правильно рассказать дошкольникам о войне, о празднике 9 мая.

Участники: педагоги ДОУ

Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать.

Праздник  9 мая простой — и в то же время сложный для понимания детей. С одной стороны простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему была война, почему люди уничтожали друг друга. Рассказать ребенку о Великой отечественной войне за одно занятие невозможно. При этом важно учитывать и возраст аудитории.

3-4 года

В беседе с маленькими детьми о войне не стоит рассказывать обо всех ужасах и горестях. Ваша задача – не напугать ребенка, а просветить, мягко объяснить ребенку суть войны, не вдаваясь в подробности. Например, малышам можно почитать стихи и рассказы о войне, написанные для самых маленьких, рассказать о наградах, медалях и орденах.

Например, рассказывая о блокаде Ленинграда – объяснить детям, что враги окружили город, и у людей закончилась еда, а доставить ее в город было сложно. Люди голодали, им выдавали по маленькому кусочку хлебушка, что наши бабушки и дедушки должны были защищать свою страну и своих детей.  

Старайтесь донести до детей главную мысльвойна это плохо, и страшно. Война тяжела для всех, и для той страны, которая напала, и для той, которая защищается.

Говорите о том, что люди защищали страну не жалея себя. Для того, чтобы мы могли жить в мире. Искренне говорите о том, что вы очень благодарные нашим дедушкам и бабушкам за их подвиг.

4 – 5 лет

В этом возрасте дети хорошо воспринимают информацию, приведенную на конкретных примерах и историях. Поэтому не стоит сыпать изобилием абстрактных слов, а привести пример из жизни пионеров-героев (для начала современным детям надо объяснить кто такие пионеры). Детям постарше будут интересные беседы о подвигах, технике и оружии.

Очень важны для детей и визуально-тактильные ощущения.  Можно Можно просмотреть вместе с детьми репродукции известных картин на военную тематику, посмотреть мультфильмы о войне. Стоит щадить детскую психику и избегать сцен с насилием и кровопролитиями. На детскую психику это может произвести неизгладимое впечатление, нанести травму.

Дошкольник должен понять, война – это плохо и страшно, что все нормальные люди боятся войны и хотят жить в мире. И о войнах нужно помнить в первую очередь для того, чтобы не допустить новых.  

5 – 7 лет

В этом возрасте детям не свойственно трагическое восприятие мира и событий, в силу несформированности эмоциональной сферы.

1.Объясните, что вся страна, от мала до велика, в меру своих сил и возможностей, приняла участие в этой войне.

Именно поэтому и победа является заслугой не только армии, но всей страны.

2.На мой взгляд важный момент который нужно донести до детей

Раз война велась с Германией, значит все жители страны - враги.

И их потомки - современные немцы - тоже враги, только наказанные и присмиревшие. Ребенку невдомек, что Германия как раз и была первой страной, захваченной и порабощенной нацистами, что как раз именно Германия больше всего пострадала от нацистских зверств.

Вам придется четко разграничить Германию как страну и нацистов как приверженцев безумной и страшной идеи. Объясните ребенку, что даже сами жители Германии пытались, как могли, сопротивляться нацистам во главе с их вождем Гитлером, что много хороших людей погибло, пытаясь остановить его и не дать развязать страшную войну со всем остальным миром. Что многие солдаты шли на фронт не потому, что были злобными и плохими, а потому, что их заставили, угрожая убить их семьи.

Ребенок должен понять: Германия - обычная страна, немцы - обычные люди. А вот нацисты - плохие, они и есть настоящие враги. И именно с ними воевал весь мир, даже сами немцы.

Именно поэтому говорится не о победе над «Германией» а о победе над «Фашистской Германией», это два совершенно разных понятия.

3.Вам придется, прежде всего, объяснить ребенку, что любая война ведется не просто так, а ради какой-то цели.

Одни войны ведутся, чтобы присвоить богатства соседей.

Другие - чтобы присоединить к своей стране часть соседской территории.

Иногда войны начинаются потому, что поссорились правители государств, или потому, что правительство одного государства считает, что правительство другого государства делает что-то отвратительное и недопустимое.

 И только эта война была особенная, потому что нацистов возглавлял сумасшедший правитель, который хотел вовсе не богатств, земель и власти. Он собирался убить всех людей, которые выглядят не так, как он считал правильным. Людей убивали за цвет глаз и волос, за форму носа. За имя. За национальность. Именно из-за того, что нацисты убивали людей тех национальностей, которые считали недостойными жить, они и получили свое название. А в результате опасность угрожала всему миру. В каждой стране были люди, которых нацисты захотели бы убить. Поэтому победа в этой войне так важна для всего мира и для нашей страны в частности.

! И, наконец, последний - по порядку обсуждения, но не по значимости - вопрос, который следует разъяснить ребенку.

Почему война носит название Великая Отечественная.

4.Военные профессии Рассказывая дошкольникам о войне, следует упомянуть и о военных профессиях. Дети должны понимать, что помимо учителей, врачей, продавцов и прочих, есть категория людей, которые занимаются разработкой тактик и стратегий, боевой техники и оружия. В мирное время представители военных профессий готовят новобранцев и пополняют командный состав, занимаются разработками боевой техники и заданий, а во время войны они становятся командующими: генералы, маршалы и прочие.

4.Пионеры-герои

Детям дошкольного возраста будет интересно узнать о героических детях, которые тоже сражались с врагом во времена войны. Они, не боясь расправы фашистов, помогали советской армии и стране победить. До войны это были самые обыкновенные мальчики и девочки, к 1941 году многим еще едва исполнилось 10 лет. Во времена тяжелых испытаний они совершили настоящий подвиг, защищая свой народ, и питая ненависть к фашистам. Многие из них погибли, выполняя задание, помогая партизанам, армии, Родине.

5.Города-герои

Рассказ дошкольникам о Великой отечественной войне будет не полным, если не упомянуть о городах-героях. Детям нужно объяснить, за что некоторые города получили такое звание. Звание города-героя – почетное звание, которое присваивалось населенному пункту за проявленные его населением героизм и мужество.

И только тогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.

Тема войны очень глубокая и серьёзная, особенно  для понимания  детьми.

Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме необходимо осуществление целенаправленной  работы: проведение тематических занятий, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая, театрализованная деятельность, совместные походы в музей.  Также данная работа предполагает активное участие родителей не только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественной войны в семье. Но ясно одно – говорить о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.

 

КОНСТАНТИН ПАУСТОВСКИЙ "СТАЛЬНОЕ КОЛЕЧКО" (Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец)

 СУСАННА ГЕОРГИЕВСКАЯ  "ГАЛИНА МАМА" (В небольшой повести для малышей рассказывается о воинской доблести)

 ВИКТОР ДРАГУНСКИЙ "АРБУЗНЫЙ ПЕРЕУЛОК" (Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве)

 ВЕРА ОСЕЕВА "АНДРЕЙКА"   (О семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы)

 

 

Чтение художественной литературы по возрастам:

младший дошкольный возраст

 

Орлов Владимир «Брат мой в Армию идет».

«Сказка о громком барабане» изд-во «Детская литература», 1985 г.

Заучивание стихов об армии, мужестве, дружбе.

  А. Барто  «Флажок», «Самолёт», «Кораблик»

В. Шипунова «Мой флажок»

Э. Мошковская «Мчится поезд»

средний дошкольный возраст

Баруздин С. «Шел по улице солдат»

Кассиль Л. «Твои защитники»

Маркуша А. «Я – солдат, и ты – солдат»

Артюхова Н. «Светлана»

Воронкова Л. «Девочка из города»

Голявкин В. «Рисунок на асфальте»

А. Барто «На заставе»

Е. Дюк «Про дедушку»

И. Грошева «Сегодня Федя не проказник»

И. Бабушкин «Папе»

Т. Прокофьева «Папе»

старший дошкольный возраст

С. Я. Маршак «Трубач», «Летчик», «Полевая кухня»,

«Лыжник», «Парашютистка», «Пограничник» «Будущим

защитникам»

А. Митяев, «Наше оружие», «Почему армия всем родная»

И. Грошева «23 февраля»

Л. Куликов «Сын летчика»

Гайдар А. «Клятва Тимура», «Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»

 С.П.Алексеев « Рассказы из истории Великой Отечественной войны

Е. Благинина « Шинель»

 А.Барто «Звенигород» — о военном детстве в тылу;

 С.М. Георгиевская « Галина мама».

 Ю.П.Герман «Вот как это было»

 В.Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. «Денискины рассказы»).

 А.М. Жариков « Смелые ребята», « Максим в отряде», « Юнбат Иванов».

В.А.Осеева « Андрейка».

К.Г. Паустовский « Стальное колечко.

И. Токмакова « Сосны шумят»

Шишов А. «Лесная девочка».

 Ю.Яковлев « Как Сережа на войну ходил».

Л.Кассиль «Твои защитники»;

С.Михалков «День Победы».

Но ясно одно – говорить о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.


Чтение художественной литературы по возрастам:

1 младшая

  А. Барто  «Флажок», «Самолёт», «Кораблик»

В. Шипунова «Мой флажок»

Э. Мошковская «Мчится поезд»

2 младшая

Орлов Владимир «Брат мой в Армию идет».

«Сказка о громком барабане» изд-во «Детская литература», 1985 г.

 

средний дошкольный возраст

Баруздин С. «Шел по улице солдат»

Кассиль Л. «Твои защитники»

Маркуша А. «Я – солдат, и ты – солдат»

Артюхова Н. «Светлана»

Воронкова Л. «Девочка из города»

Голявкин В. «Рисунок на асфальте»

А. Барто «На заставе»

Е. Дюк «Про дедушку»

И. Грошева «Сегодня Федя не проказник»

И. Бабушкин «Папе»

Т. Прокофьева «Папе»


старший дошкольный возраст

С. Я. Маршак «Трубач», «Летчик», «Полевая кухня»,

«Лыжник», «Парашютистка», «Пограничник» «Будущим

защитникам»

А. Митяев, «Наше оружие», «Почему армия всем родная»

И. Грошева «23 февраля»

Л. Куликов «Сын летчика»

Гайдар А. «Клятва Тимура», «Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»

 С.П.Алексеев « Рассказы из истории Великой Отечественной войны

Е. Благинина « Шинель»

 А.Барто «Звенигород» — о военном детстве в тылу;

 С.М. Георгиевская « Галина мама».

 Ю.П.Герман «Вот как это было»

 В.Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. «Денискины рассказы»).

 А.М. Жариков « Смелые ребята», « Максим в отряде», « Юнбат Иванов».

В.А.Осеева « Андрейка».

К.Г. Паустовский « Стальное колечко.

И. Токмакова « Сосны шумят»

Шишов А. «Лесная девочка».

 Ю.Яковлев « Как Сережа на войну ходил».

Л.Кассиль «Твои защитники»;

С.Михалков «День Победы».

1 комментарий: