Песочная терапия
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых
проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема
сохранения здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной
сфере, где всякая практическая деятельность должна быть направлена на
укрепление и сохранение здоровья детей. А что же понимается под термином
здоровье? По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье — это
состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не
просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Как вы знаете, в настоящее время для
большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены
федеральные государственные образовательные стандарты. И одна из задач ФГОС ДО
по приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155
направлена на «Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в
том числе их эмоционального благополучия». А в Концепции дошкольного
образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование
здорового образа жизни и здоровья дошкольников. Поэтому усилия работников ДОУ,
сегодня, как никогда направлены на оздоровление ребёнка и культивирование
здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становятся
здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс
современного детского сада.
«Здоровье сберегающая технология — это система
мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной
среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения
и развития».
А
сейчас мы более подробно остановимся на одном из видов коррекционной
технологии, как песочная терапия. Песочная терапия представляет собой один из
видов арт-терапии и сейчас очень актуальна в работе с детьми дошкольного
возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с речевыми нарушениями.
Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по
показаниям физического и нервно-психического развития. Им свойственны: −
эмоциональная возбудимость; − эмоциональная неустойчивость; − частая смена
настроения; − истощаемость нервных процессов; − двигательное беспокойство; −
отсутствие длительных волевых усилий; − трудности приспособления к детскому
коллективу; − чувство страха.
Песочная терапия — это современная методика
«терапии песком» созданная ученицей великого психотерапевта Карла Юнга, Дорой
Калфф, в которой игры с песком станут незаменимыми для чрезмерно эмоциональных,
гиперактивных и беспокойных детей.
Песочная терапия для детей показана
практически всем малышам, но станет особенно полезной при таких нарушениях,
как: проблемы развития речи; трудностях во взаимоотношениях с родителями и
сверстниками; всякого рода психологические проблемы, тормозящие гармоническое
развитие ребенка. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка
для детей — кучка песка!» Песочная терапия — это по сути игра. Игра, которая
помогает ребёнку научиться строить отношения со — сверстниками и с внешним
миром, выражать свои чувства и эмоции. Проигрывая на песке ситуации из жизни,
они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети
учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим
людям.
Песок
снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает
настроение, способствует возникновению положительных эмоций. С помощью игр с
песком у детей можно развивать и интеллектуальные способности, и
тактильно-кинестетическую чувствительность, и мелкую моторику, и фонематический
слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету.
Чистый, просеянный песок (манка, пшено).
Коллекция миниатюрных фигурок. Этапы работы с песком: Этап прикосновений на
поверхности сухого песка. Этап игр и упражнений с погружением рук в песок. Этап
прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания
психического здоровья ребёнка, развития его познавательных процессов, влияют на
становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее
отношение к людям и всему живому.
Комментариев нет:
Отправить комментарий