Родителям


СКАЗКОТЕРАПИЯ

 

            Наверняка вы помните сказки, которые рассказывали мамы и бабушки? Ведь не зря же на протяжении веков их передавали из поколения в поколение – и про принцесс, и про Серого Волка, и про волшебную печку, и про Царевну-лягушку. Так что, сказки  совсем не случайно считаются самым успешным средством общения с детьми.

 

ЛЕЧЕНИЕ СКАЗКОЙ.

            До чего трудно бывает иногда установить контакт со своим ребёнком. Мы говорим, а он нас не слушает и не слышит, хотим помочь, но не знаем как. Вот тут-то на помощь может прийти сказкотерапия – самый древний из психологических педагогических методов воспитания. Ведь сказка – мостик между рациональным мышлением взрослого и образным, волшебным миром ребёнка.
            СКАЗКА СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ.  Сказкотерапию, как психологический метод лучше начинать с 3,5-4 лет. Это именно тот возраст, когда у ребёнка появляется представление о том, что существует некая сказочная действительность, отличающаяся от того, что происходит в реальности. Для малышей подобный метод – лучшее лекарство. Кстати, в сказкотерапии отсутствует верхняя возрастная граница, она полезна всем, и взрослым в том числе.
            Использовать сказки можно для терапевтических и диагностических целей. Проще говоря, сочиняя вместе с малышом сказочную историю (родитель, психолог), можно выяснить, что в данный момент волнует ребёнка. Или, рассказав сказку «в тему», взрослый человек помогает ребёнку победить, например, страх темноты.
            Психологи считают, что от страшных сказок отказываться не стоит, они, инсценируя бессознательные страхи ребёнка, помогают ему осознать и преодолеть их.
            КАКАЯ ОТ НИХ ПОЛЬЗА. Часто дети (самого раннего возраста) избегают говорить о своих проблемах потому, что стыдятся этого, боятся реакции взрослых, или у них не хватает слов и понятий для описания своих чувств и эмоций.
            Сказки помогают ребёнку почувствовать, что он не один в своих страхах и переживаниях, что есть другие дети, которые испытывают (ощущают) то же самое. Да к тому же, слушать истории безопасно, вдобавок можно узнать что-то новое, подумать, попробовать найти выход из сложной ситуации.
            Слушая сказку, ребёнок открыт для информации, ведь никто не вмешивается в его внутренний мир, он просто слушает. Сказки создают тёплую, доверительную, интимную атмосферу. Это очень полезное переживание для детей и родителей. Ведь главное  - не количество времени, проведённого с ребёнком, а его качество.   

            ИСТОРИИ ПРО ЭННИ.   В хороших сказках, как правило, поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. Австралийский психолог и по совместительству мама Дорис Бретт начала сочинять для своей дочери истории про Энни, чтобы помочь ей справиться с застенчивостью. Она была поражена тем, какой эффект эти рассказы произвели на девочку. Истории рождались одна за другой, помогая Аманте справиться с ежедневными трудностями. Дорис Бретт выпустила несколько сборников, «терапевтических историй» для детей, которые получили положительные отзывы и критиков и родителей.

            Так и вы можете сочинить свою собственную историю «про Энни» (очеловеченную сказку) в помощь своему ребёнку, главное – соблюдать несколько правил:
1.     Если  у вашего ребёнка случилась какая-то неприятность, не стоит сразу же усаживать его и начинать рассказывать сказку. Лучше сделать это немного позже, когда нервная система ребёнка успокоится, например, перед сном. А можно сочетать сказку с занятиями рисованием или лепкой. Как вариант, предложите ребёнку нарисовать главных героев из сказки или её отдельные сюжеты.
2.     Моделируйте условную «Энни» по образу и подобию вашего ребёнка. Если у вас сын, сочиняйте историю про мальчика, а для дочки нужно что-то девчачье. Наделите главного героя качествами, которыми обладает ваш ребёнок (застенчивость, доверчивость, боязливость, жадность). У героя должно быть всё точно так же, как у вашего ребёнка, такие же надежды, беспокойства,  Всё это поможет ребёнку идентифицировать себя с главным героем.
3.     Выберите имя для героя, созвучное (напоминающее) имени вашего ребёнка. Например, дочь упомянутой выше психолога Дорис Бретт зовут Аманта, и мама рассказывала ей истории об Энни.
4.     Для своего рассказа выбирайте спокойный, доверительный тон. Он ни в коем случае не должен быть поучительным.
Сегодня сказкотерапия активно развивается как метод арт-терапии, т.е. лечение через искусство.

По материалам статей психолога Екатерины Козловой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий