Игры для развития эмоционально - волевой сферы гиперактивных детей.
«ХА-ХА»
Цель
игры
– формирование позитивной психологической атмосферы, снижение мышечного и
эмоционального напряжения, развитие координации и навыков тактильного
взаимодействия.
Все играющие ложатся на
ковер или траву «зигзагом» ( голова каждого лежит на животе предыдущего).
Первый произносит «ХА!», следующий говорит «Ха-Ха!», третий –«Ха-Ха-Ха!» и т.д.
Задача участников не рассмеяться. Если сбились с условий – игра начинается заново.
Играют семь-десять детей.
«Хлопки»
Цель - тренирует
быстроту реакции, эмоциональная зарядка.
Дети по кругу хлопают в
ладоши в заданном темпе один за другим. ( по часовой стрелке и обратно )
«Упрямые
барашки»
Цель: направить энергию
ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное
напряжение. Педагог должен следить, чтобы «барашки» не переусердствовали и не
навредили друг другу.
Ведущий говорит: «Утром
рано два барана повстречались на мосту». Дети «в парах» широко расставляют
ноги, наклоняются вперед и упираются лбами и ладонями друг в друга. Задача —
устоять на месте, при этом заставив соперника сдвинуться с места. При этом
нужно блеять, как барашки.
«Цветочек
и солнышко»
Цель: упражнение
направлено на расслабление и стабилизацию эмоционального состояния. Дети
действуют по предлагаемым обстоятельствам и выполняют выразительные движения,
иллюстрирующие речь ведущего. В качестве фона используется спокойная музыка.
Текс – Глубоко в земле
лежало семечко. Однажды на землю упал теплый солнечный луч и согрел семечко.
(участники сидят обхватив колени или лежат) Из семечка появился росточек, он
потихоньку рос и под ласковыми лучами солнца. У росточка появились первые
листочки , они расправились и потянулись к солнышку. (участники постепенно
встают, выпрямляются ,подымают вверх голову и руки) Вслед за листочками на
ростке появился бутон , который быстро расцвел в красивый цветок.( дети
окидывают головы слегка назад и разводят руки в стороны) Цветок грелся под
солнцем, подставляя свои лепестки его лучам и поворачивался вслед за солнцем.
(дети поворачиваются по солнцу на их лицах улыбка и радость).
«Лица»
Цель: способствует
развитию понимания мимических выражений и выражения лица.
Педагог вывешивает на
доске различные картинки, маски: -радость,- удивление,- интерес, - гнев,
злость, -страх,- стыд, - презрение, -отвращение и т.п. Задача детей определить,
какое чувство выражает маска
«Аплодисменты
или спасибо тебе!»
Цель игры – создание
позитива, сплочения коллектива развитие эмпатии, способности к сорадости.
Дети стоят или сидят по
кругу. Ведущий выбрав одно из участников просит его поблагодарить другого за
что-либо выразив это аплодисментами. Ребенок подходит к выбранному товарищу и
аплодирует ему. Затем оба выбирают третьего, тоже подходят и хлопают ему. Затем
таким же образов выбирается третий и т.д. Учим детей выражать благодарность не
только своим друзьям ,но и другим. При благодарности можно дарить сувенир,
проговаривая, почему он заслуживает похвалы.
«Это
были вы!..»
Цель: снять гнев,
эмоциональное и мышечное напряжение (рекомендованное время упражнения до 5
мин.)
Игрок обращается к
аудитории играющих с одной и той же фразой меняя эмоции –«Это были вы!..».
Группа игроков хором отвечает – «Нет, это были не мы!...»
Можно разбить детей на
пары (действуют поочередно по условиям упражнения)
«Улитка»
Цель: познакомить
играющих приемами разрядки негатива при помощи вербальных средств
Играющие встают
«паровозиком». Им объясняется что улитка боится лягушки и что она делает во
время опасности:
- Сейчас вы будете
одной большой уликой, а по сигналу «Лягушка!» закрутитесь в спираль. По сигналу
«Нет лягушки!», не разрывая цепи, разворачиваетесь и поете «Вновь гулять улитка
хочет, радуется и хохочет!». Играем, пока действие не перестанет детям
приносить удовольствие.
«Давайте
поздороваемся!»
Цель игры –
разнообразие тактильных ощущений, способствующих проведению игры. Смена
партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности, создает
психологически непринужденную атмосферу.
1-й
вар. Ведущий говорит о разных способах приветствия,
реально существующих и шуточных. Двигаясь в разном направлении в двух кругах
дети здороваются плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумывая свой
собственный необыкновенный способ приветствия. При этом всеми произносится -
«здрасьте!» (Для каждого занятия придумывается ранее не использованный способ
приветствия. Это даст возможность гиперактивным детям почувствовать свое тело,
снять мышечное напряжение.)
2-й
вар.
Все двигаются по площадке и по сигналу ведущего начинают здороваться со всеми,
кто встречается на пути ( возможно, кто-то захочет встречаться с кем-то для
привлечения внимания к себе). Одно условие – запрет на разговоры во время игры.
Здороваться надо по сигналу:
-1
хлопок – за руку;
-2
хлопка – плечиками;-
-
3 хлопка – здороваемся спинами;
«Снежинки»
Цель игры – развитие
произвольности поведения, активизация работы чувств и мышления.
Ведущий предлагает
представить играющим образ «первые снежинки». Какие они снежинки ( легкие,
аккуратные или мокрые «хлопья» и т.п. ), а дети изображают по музыку какие
именно снежинки, плавно кружатся, медленно двигаются и тихонько напевают
«И-и-и…» Если музыка утихла «снег» ложится на пол и замирает… Но вот опять
поднялся ветер и снежинки снова закружились под музыку…
«Добрый
бегемот»
Цель: суметь выразить
радость и передать теплоту чувств другому.
Двигаясь в шеренге дети
по команде изображают доброго бегемотика – передвигаются «вразвалку»,
поглаживают впереди идущего по голове, плечу, руке и т.д. Затем, сцепившись
«паровозом», приседают, заваливаются набок и купаются в озере.
«Стихотворение»
Цель игры– развитие
произвольности поведения, координации , умения действовать в коллективе.
Ведущий зачитывает
строчку известного стихотворения. Затем предлагает детям рассказать
стихотворение самим ,но по правилу – каждое слово дети говорят по очереди не
договариваясь заранее. Например, строчку «Зайку бросила хозяйка…» начинает
кто-то один. Если слово произнесли несколько человек, игра начинается сначала.
И так пока вся строчка не будет озвучена полностью, по правилу. После игры
можно сделать поощрение в виде картинок или наклеек «Зайка».
«Настроение»
Цель игры – тренировка
смены настроения, слухового внимания, умения подчинятся условиям игры и
инструкциям.
Играющие либо
завязывают, либо закрывают глаза. Передвигаясь в помещении, все кричат «Мне
весело!!!» Ведущий шепчет одному играющему: «тебе грустно…», тот замолкает и
двигается молча. Если кто-то из детей наталкивается на грустного и молчащего,
то встает за ним «паровозиком», далее передвигается молча. Игра идет до тех
пор, пока в помещении не воцарится тишина.
«Сказка
про нас»
Цель
игры – развитие слухового внимания, навыков коммуникации, саморегуляции.
Выбирается
сказка, желательно короткая. Герои делятся на играющих. Ребенок должен
запомнить имя своего персонажа. Затем ведущий читает сказку а играющий чей
герой называется по тексту встает и повторяет имя персонажа за ведущим.
Можно
закрепить за героем жест или какое-нибудь слово, еще интересней проиграть
действие.
«Бродячие
артисты»
Цель игры – развитие
внимания в слуховой модальности.
Ведущий раздает ручной
музыкальный шумовой «инструмент» - бубны, погремушки , барабаны и др. Затем
объявляет участникам действия бродячих артистов. Под звуки музыки все двигаются
по площадке и издают шумовой эффект ручным «инструментом». Можно подпевать и
пританцовывать и т.д. Ведущий в любой момент останавливает действие - (
выключает музыку и говорит: «Стоп, представление окончено!») После этого
шумовой фон должен быть прекращен, артист застывает в «поклоне». Но кто-то
продолжает ещё двигаться . Кто не успел среагировать быстро и издал какой-либо
шум после команды «стоп» выбывает из игры. Игра продолжается до того момента
пока не останется один игрок – победитель. Он ведущий в следующем раунде игры.
«Эстафета»
Слева
направо быстро встать, постараться четко произнести имя и фамилию, сесть .Как
только один участник садится, встает другой и т.д. Нельзя опережать свое
действие или делать паузу . Быть собранными! Начали!
Можно
менять задание- называть животное, овощ, название сказки и пр.
Исходное
положение
Сидя
найдите положение тела, чтобы легко мгновенно и бесшумно встать, затратив
минимум усилий. Быть внимательными и готовыми к команде. Назовем это положение
рабочим. Внимание! Встать! Сесть!
«Семечко»
В зародыше зерна как бы
спрятаны растения. Растительный мир богат – это цветы, деревья, овощи и т.д.
Попадая в землю, семечко прорастает. Попытайтесь и вы вырасти из семечка,
превратиться в растение, изображая его при помощи тела и конечностей. Придумали
? Исходное положение – на корточках, обхватив колени руками. При счете до
десяти вы должны вырасти и замереть.
«Баранья
голова»
Дети называют по
очереди предметы помещения, причем следующий повторяет предметы сказанные
предыдущим участником, если он ошибся, то говорит «баранья голова», и так по
кругу.
«Ай,
да я!»
Слева направо участники
ведут вслух счет с 1, но пропуская число 3 , и далее все числа оканчивающие на
три(13,23…), вместо них говори «Ай, да я! Кто ошибся – выбывает.
«Капитаны»
Дети стоят в шеренге. Я
адмирал, даю команду капитанам, а вы ее выполняете. Но если я не скажу слово «капитаны»
команда не выполняется ( Можно делать движения, чтобы запутать играющих).Итак,
внимание, капитаны - руки вперед ! Руки вниз! Кто опустил руки, ведь слово
капитаны не прозвучало…
«Ходьба»
Вы встаете в затылок
друг другу. На счет «раз» двигаемся по залу. На счет «два» движение меняем на
обратное направление, на счет «три» поворачиваемся на 360 градусов, на счет
«четыре» шагаем в «полуприседе». Кто ошибся - выбывает. Внимание – раз, четыре,
три и т.д.
«Кто
летает?»
Я называю летающий
предмет, вы поднимаете руки всей командой и отвечаете – «летает». Если то, что
я назову не летает стоите молча. (Педагогу можно провоцировать детей ошибочно
поднимая руки). Орел…Вертолет…Грач…Лопух… Самолет… Врач… Петух… Пилот…
«Как
один!»
В строю дети повторяют
за ведущим движения. При этом надо добиться слаженности, чтобы движения при
ходьбе были синхронными. Движение – пауза – движение – пауза…
Усложнить игру можно
запрещающим заданием, вводится движение которое делать нельзя. Кто ошибся –
выбывает.
«Куклы
–марионетки»
Исх. Положение
вытянуться в струнку, руки вверх, лицо к потолку. На счет «раз» - голова падает
на грудь, на счет «два» - руки от локтя падают вниз, на «три» - руки повисают
вдоль тела, на «четыре» - корпус складывает пополам , «пять» -опуститься на
четвереньки. Теперь нитки кукловода натягиваются в обратном порядке, куклы
выпрямляются…
«Работа
с воображаемым предметом»
Индивидуальные задания
– простые. Пришить пуговицу, полить цветок, постирать, почистить обувь и.т.д.
Общая работа, это когда
в этюде двое или несколько ребят. .Поднимают и переносят воображаемое бревно,
гребут на лодке, пилят дрова, качают воду при помощи помпы и др. Начинают
коллективное упражнение с несложных задачи – у всех иголка с ниткой и бисер…
Делаем бусы. Провалится в ямку с водой и снимаю сапоги… Рассматриваю фото
альбом…
Далее мальчикам
предлагается стать портными –обманщиками из сказки «Голый король» , а для
девочек можно задать задание - нарядить куклу Барби и т.д.
Коллективное упражнение
- можно передавать из рук в руки пустое (наполненное) ведро, а крайний выливает
его и наоборот зачерпывает им воду…или передавать кирпичи, а крайний складывает
в штабель и т.д.
Сложное задание для
детей – стать артистом пантомимы и изобразить предмет или скульптуру. Другие
должны угадать, что изображает демонстрант.
«Тень»
Разделить детей на пары
. Первые–человек, вторые – тень. Первый передвигаясь по площадке собирает
грибы, ловит бабочек, копает… второй повторяет его движения, он за его спиной.
Движения у обоих должны быть в одном ритме.
«Рисунок
пальцами»
Двое или несколько
участников встают друг против друга . Один рисует в воздухе предмет: машину,
или корабль и т.п. Соперник должны угадать и назвать нарисованное. Затем
наоборот.
«Событие
в картине»
Репродукцию
или фотографию пускают по кругу. Когда она побывала в руках каждого по 3 раза,
ее откладывают. Теперь поочередно вспоминаем: - содержание или сюжет
-кто
изображен,
-
основное событие и отдельные действия человека или животного
-
характеристика всех изображенных
«Сколько
знаешь ты имен»
Играющий делает по
площадке 15-20 шагов произнося имена ( женские или мужские) дважды одно
упоминать нельзя. (имена можно заменить на названия городов)
«Кто
что делает?»
Ведущий назвал предмет
или человека. Игрок должен добавить глагол и свое слово для другого игрока. (машина
– едет, художник… - рисует, рука… пишет , врач…)
«Мячики»
Играющие,
сидя в кругу кидают мяч друг другу, называя число. Поймавший мяч, отвечает
следующим числом , далее он кидает мяч другому, задавая иное число… ( семь –
восемь, двадцать два – двадцать три…)
Можно
использовать в этой игре слова ( облако – плывет, костер – горит, ручей –
журчит… и др.)
«На
земле, в воде, в воздухе…»
Кидающий мяч, громко
произносит одну из трех команд «воздух», «вода» , «земля». Ловящий мяч
мгновенно называет птицу, рыбу или млекопитающее, которое обитает в этой среде
.Кто ошибся - выбывает.
«Профессия»
Водящий, загадав
профессию озвучивает другим наводящие на отгадку слова ( например – профессия
«водолаз», озвучены слова : вода, шлем, краб, лодка…)Надо точнее называть предметы,
окружающие человека данной профессии
«Капелька»
Условие
Представим
себе, что пошел дождь. Начинаем хлопать в ладоши.
1
капля – хлопок,
2
капли – два хлопка,
3
капли - … « мелкий дождь»
и т.д. до сигнала
«сильный дождь» т.е. до аплодисментов .
Комментариев нет:
Отправить комментарий