Психологам

Игры для развития эмоционально - волевой сферы гиперактивных детей.

 «ХА-ХА»
Цель игры – формирование позитивной психологической атмосферы, снижение мышечного и эмоционального напряжения, развитие координации и навыков тактильного взаимодействия.
Все играющие ложатся на ковер или траву «зигзагом» ( голова каждого лежит на животе предыдущего). Первый произносит «ХА!», следующий говорит «Ха-Ха!», третий –«Ха-Ха-Ха!» и т.д. Задача участников не рассмеяться. Если сбились с условий – игра начинается заново. Играют семь-десять детей.
«Хлопки»
Цель - тренирует быстроту реакции, эмоциональная зарядка.
Дети по кругу хлопают в ладоши в заданном темпе один за другим. ( по часовой стрелке и обратно )
«Упрямые барашки»
Цель: направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Педагог должен следить, чтобы «барашки» не переусердствовали и не навредили друг другу.
Ведущий говорит: «Утром рано два барана повстречались на мосту». Дети «в парах» широко расставляют ноги, наклоняются вперед и упираются лбами и ладонями друг в друга. Задача — устоять на месте, при этом заставив соперника сдвинуться с места. При этом нужно блеять, как барашки.
«Цветочек и солнышко»
Цель: упражнение направлено на расслабление и стабилизацию эмоционального состояния. Дети действуют по предлагаемым обстоятельствам и выполняют выразительные движения, иллюстрирующие речь ведущего. В качестве фона используется спокойная музыка.
Текс – Глубоко в земле лежало семечко. Однажды на землю упал теплый солнечный луч и согрел семечко. (участники сидят обхватив колени или лежат) Из семечка появился росточек, он потихоньку рос и под ласковыми лучами солнца. У росточка появились первые листочки , они расправились и потянулись к солнышку. (участники постепенно встают, выпрямляются ,подымают вверх голову и руки) Вслед за листочками на ростке появился бутон , который быстро расцвел в красивый цветок.( дети окидывают головы слегка назад и разводят руки в стороны) Цветок грелся под солнцем, подставляя свои лепестки его лучам и поворачивался вслед за солнцем. (дети поворачиваются по солнцу на их лицах улыбка и радость).
«Лица»
Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.
Педагог вывешивает на доске различные картинки, маски: -радость,- удивление,- интерес, - гнев, злость, -страх,- стыд, - презрение, -отвращение и т.п. Задача детей определить, какое чувство выражает маска
«Аплодисменты или спасибо тебе!»
Цель игры – создание позитива, сплочения коллектива развитие эмпатии, способности к сорадости.
Дети стоят или сидят по кругу. Ведущий выбрав одно из участников просит его поблагодарить другого за что-либо выразив это аплодисментами. Ребенок подходит к выбранному товарищу и аплодирует ему. Затем оба выбирают третьего, тоже подходят и хлопают ему. Затем таким же образов выбирается третий и т.д. Учим детей выражать благодарность не только своим друзьям ,но и другим. При благодарности можно дарить сувенир, проговаривая, почему он заслуживает похвалы.
«Это были вы!..»
Цель: снять гнев, эмоциональное и мышечное напряжение (рекомендованное время упражнения до 5 мин.)
Игрок обращается к аудитории играющих с одной и той же фразой меняя эмоции –«Это были вы!..». Группа игроков хором отвечает – «Нет, это были не мы!...»
Можно разбить детей на пары (действуют поочередно по условиям упражнения)
«Улитка»
Цель: познакомить играющих приемами разрядки негатива при помощи вербальных средств
Играющие встают «паровозиком». Им объясняется что улитка боится лягушки и что она делает во время опасности:
- Сейчас вы будете одной большой уликой, а по сигналу «Лягушка!» закрутитесь в спираль. По сигналу «Нет лягушки!», не разрывая цепи, разворачиваетесь и поете «Вновь гулять улитка хочет, радуется и хохочет!». Играем, пока действие не перестанет детям приносить удовольствие.
«Давайте поздороваемся!»
Цель игры – разнообразие тактильных ощущений, способствующих проведению игры. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности, создает психологически непринужденную атмосферу.
1-й вар. Ведущий говорит о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Двигаясь в разном направлении в двух кругах дети здороваются плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумывая свой собственный необыкновенный способ приветствия. При этом всеми произносится - «здрасьте!» (Для каждого занятия придумывается ранее не использованный способ приветствия. Это даст возможность гиперактивным детям почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение.)
2-й вар. Все двигаются по площадке и по сигналу ведущего начинают здороваться со всеми, кто встречается на пути ( возможно, кто-то захочет встречаться с кем-то для привлечения внимания к себе). Одно условие – запрет на разговоры во время игры. Здороваться надо по сигналу:
-1 хлопок – за руку;
-2 хлопка – плечиками;-
- 3 хлопка – здороваемся спинами;
«Снежинки»
Цель игры – развитие произвольности поведения, активизация работы чувств и мышления.
Ведущий предлагает представить играющим образ «первые снежинки». Какие они снежинки ( легкие, аккуратные или мокрые «хлопья» и т.п. ), а дети изображают по музыку какие именно снежинки, плавно кружатся, медленно двигаются и тихонько напевают «И-и-и…» Если музыка утихла «снег» ложится на пол и замирает… Но вот опять поднялся ветер и снежинки снова закружились под музыку…
«Добрый бегемот»
Цель: суметь выразить радость и передать теплоту чувств другому.
Двигаясь в шеренге дети по команде изображают доброго бегемотика – передвигаются «вразвалку», поглаживают впереди идущего по голове, плечу, руке и т.д. Затем, сцепившись «паровозом», приседают, заваливаются набок и купаются в озере.
«Стихотворение»
Цель игры– развитие произвольности поведения, координации , умения действовать в коллективе.
Ведущий зачитывает строчку известного стихотворения. Затем предлагает детям рассказать стихотворение самим ,но по правилу – каждое слово дети говорят по очереди не договариваясь заранее. Например, строчку «Зайку бросила хозяйка…» начинает кто-то один. Если слово произнесли несколько человек, игра начинается сначала. И так пока вся строчка не будет озвучена полностью, по правилу. После игры можно сделать поощрение в виде картинок или наклеек «Зайка».
«Настроение»
Цель игры – тренировка смены настроения, слухового внимания, умения подчинятся условиям игры и инструкциям.
Играющие либо завязывают, либо закрывают глаза. Передвигаясь в помещении, все кричат «Мне весело!!!» Ведущий шепчет одному играющему: «тебе грустно…», тот замолкает и двигается молча. Если кто-то из детей наталкивается на грустного и молчащего, то встает за ним «паровозиком», далее передвигается молча. Игра идет до тех пор, пока в помещении не воцарится тишина.
«Сказка про нас»
Цель игры – развитие слухового внимания, навыков коммуникации, саморегуляции.
Выбирается сказка, желательно короткая. Герои делятся на играющих. Ребенок должен запомнить имя своего персонажа. Затем ведущий читает сказку а играющий чей герой называется по тексту встает и повторяет имя персонажа за ведущим.
Можно закрепить за героем жест или какое-нибудь слово, еще интересней проиграть действие.

«Бродячие артисты»
Цель игры – развитие внимания в слуховой модальности.
Ведущий раздает ручной музыкальный шумовой «инструмент» - бубны, погремушки , барабаны и др. Затем объявляет участникам действия бродячих артистов. Под звуки музыки все двигаются по площадке и издают шумовой эффект ручным «инструментом». Можно подпевать и пританцовывать и т.д. Ведущий в любой момент останавливает действие - ( выключает музыку и говорит: «Стоп, представление окончено!») После этого шумовой фон должен быть прекращен, артист застывает в «поклоне». Но кто-то продолжает ещё двигаться . Кто не успел среагировать быстро и издал какой-либо шум после команды «стоп» выбывает из игры. Игра продолжается до того момента пока не останется один игрок – победитель. Он ведущий в следующем раунде игры.
«Эстафета»
Слева направо быстро встать, постараться четко произнести имя и фамилию, сесть .Как только один участник садится, встает другой и т.д. Нельзя опережать свое действие или делать паузу . Быть собранными! Начали!
Можно менять задание- называть животное, овощ, название сказки и пр.
Исходное положение
Сидя найдите положение тела, чтобы легко мгновенно и бесшумно встать, затратив минимум усилий. Быть внимательными и готовыми к команде. Назовем это положение рабочим. Внимание! Встать! Сесть!
«Семечко»
В зародыше зерна как бы спрятаны растения. Растительный мир богат – это цветы, деревья, овощи и т.д. Попадая в землю, семечко прорастает. Попытайтесь и вы вырасти из семечка, превратиться в растение, изображая его при помощи тела и конечностей. Придумали ? Исходное положение – на корточках, обхватив колени руками. При счете до десяти вы должны вырасти и замереть.
«Баранья голова»
Дети называют по очереди предметы помещения, причем следующий повторяет предметы сказанные предыдущим участником, если он ошибся, то говорит «баранья голова», и так по кругу.
«Ай, да я!»
Слева направо участники ведут вслух счет с 1, но пропуская число 3 , и далее все числа оканчивающие на три(13,23…), вместо них говори «Ай, да я! Кто ошибся – выбывает.
«Капитаны»
Дети стоят в шеренге. Я адмирал, даю команду капитанам, а вы ее выполняете. Но если я не скажу слово «капитаны» команда не выполняется ( Можно делать движения, чтобы запутать играющих).Итак, внимание, капитаны - руки вперед ! Руки вниз! Кто опустил руки, ведь слово капитаны не прозвучало…
«Ходьба»
Вы встаете в затылок друг другу. На счет «раз» двигаемся по залу. На счет «два» движение меняем на обратное направление, на счет «три» поворачиваемся на 360 градусов, на счет «четыре» шагаем в «полуприседе». Кто ошибся - выбывает. Внимание – раз, четыре, три и т.д.
«Кто летает?»
Я называю летающий предмет, вы поднимаете руки всей командой и отвечаете – «летает». Если то, что я назову не летает стоите молча. (Педагогу можно провоцировать детей ошибочно поднимая руки). Орел…Вертолет…Грач…Лопух… Самолет… Врач… Петух… Пилот…
«Как один!»
В строю дети повторяют за ведущим движения. При этом надо добиться слаженности, чтобы движения при ходьбе были синхронными. Движение – пауза – движение – пауза…
Усложнить игру можно запрещающим заданием, вводится движение которое делать нельзя. Кто ошибся – выбывает.
«Куклы –марионетки»
Исх. Положение вытянуться в струнку, руки вверх, лицо к потолку. На счет «раз» - голова падает на грудь, на счет «два» - руки от локтя падают вниз, на «три» - руки повисают вдоль тела, на «четыре» - корпус складывает пополам , «пять» -опуститься на четвереньки. Теперь нитки кукловода натягиваются в обратном порядке, куклы выпрямляются…
«Работа с воображаемым предметом»
Индивидуальные задания – простые. Пришить пуговицу, полить цветок, постирать, почистить обувь и.т.д.
Общая работа, это когда в этюде двое или несколько ребят. .Поднимают и переносят воображаемое бревно, гребут на лодке, пилят дрова, качают воду при помощи помпы и др. Начинают коллективное упражнение с несложных задачи – у всех иголка с ниткой и бисер… Делаем бусы. Провалится в ямку с водой и снимаю сапоги… Рассматриваю фото альбом…
Далее мальчикам предлагается стать портными –обманщиками из сказки «Голый король» , а для девочек можно задать задание - нарядить куклу Барби и т.д.
Коллективное упражнение - можно передавать из рук в руки пустое (наполненное) ведро, а крайний выливает его и наоборот зачерпывает им воду…или передавать кирпичи, а крайний складывает в штабель и т.д.
Сложное задание для детей – стать артистом пантомимы и изобразить предмет или скульптуру. Другие должны угадать, что изображает демонстрант.
«Тень»
Разделить детей на пары . Первые–человек, вторые – тень. Первый передвигаясь по площадке собирает грибы, ловит бабочек, копает… второй повторяет его движения, он за его спиной. Движения у обоих должны быть в одном ритме.
«Рисунок пальцами»
Двое или несколько участников встают друг против друга . Один рисует в воздухе предмет: машину, или корабль и т.п. Соперник должны угадать и назвать нарисованное. Затем наоборот.
«Событие в картине»
Репродукцию или фотографию пускают по кругу. Когда она побывала в руках каждого по 3 раза, ее откладывают. Теперь поочередно вспоминаем: - содержание или сюжет
-кто изображен,
- основное событие и отдельные действия человека или животного
- характеристика всех изображенных

«Сколько знаешь ты имен»
Играющий делает по площадке 15-20 шагов произнося имена ( женские или мужские) дважды одно упоминать нельзя. (имена можно заменить на названия городов)
«Кто что делает?»
Ведущий назвал предмет или человека. Игрок должен добавить глагол и свое слово для другого игрока. (машина – едет, художник… - рисует, рука… пишет , врач…)
«Мячики»
Играющие, сидя в кругу кидают мяч друг другу, называя число. Поймавший мяч, отвечает следующим числом , далее он кидает мяч другому, задавая иное число… ( семь – восемь, двадцать два – двадцать три…)
Можно использовать в этой игре слова ( облако – плывет, костер – горит, ручей – журчит… и др.)
«На земле, в воде, в воздухе…»
Кидающий мяч, громко произносит одну из трех команд «воздух», «вода» , «земля». Ловящий мяч мгновенно называет птицу, рыбу или млекопитающее, которое обитает в этой среде .Кто ошибся - выбывает.
«Профессия»
Водящий, загадав профессию озвучивает другим наводящие на отгадку слова ( например – профессия «водолаз», озвучены слова : вода, шлем, краб, лодка…)Надо точнее называть предметы, окружающие человека данной профессии
«Капелька»
Условие
Представим себе, что пошел дождь. Начинаем хлопать в ладоши.
1 капля – хлопок,
2 капли – два хлопка,
3 капли - … « мелкий дождь»
и т.д. до сигнала «сильный дождь» т.е. до аплодисментов .

Комментариев нет:

Отправить комментарий