Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 4-6 лет.
Игра «Тренируем эмоции»
Цель: Научиться понимать эмоции других,
выражать собственные эмоции и чувства.
Взрослый
предлагает ребенку (или группе детей) потренироваться в выражении не только
самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям,
сказочным героям, животным.
1. Радость.
Улыбнись,
пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный
ребенок; счастливая мама.
2. Гнев.
Покажи,
как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его
наказала Мальвина; два барана на мосту.
3. Испуг.
Покажи,
как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.
Игра «Лото настроений»
Цель. Развитие умения понимать эмоции
других людей и выражать собственные эмоции.
На столе раскладываются
картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну
карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и
изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные
отгадывают изображенную эмоцию.
Игра «Уходи, злость, уходи»
Цель. Обучение выплескиванию негативных эмоций,
формирование навыка регуляции эмоционального состояния.
Ребенок ложится
на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы
колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и гром ко кричать: «Уходи,
злость, уходи!»
Через три минуты дети
по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и
спокойно лежат, слушая спокойную музыку.
Игра «Продолжи фразу»
Цель. Развитие
умения выражать собственные эмоции.
Дети передают по кругу
мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает
таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я
обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т. д.
Игра «Обзывалки»
Цель. Разрядка
негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Дети передают по кругу
мяч, при этом называют друг друга разными не обидными словами. Это могут быть
(по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов,
овощей и др. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...» и
сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты — морковка!». В
заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное, например:
«А ты — солнышко!»
После прохождения
последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему.
Игра «Подушечные бои»
Цель. Снижение
эмоционального и мышечного напряжения.
Дети по команде
ведущего начинают бой — «сражение двух племен», «вот тебе за...» или др.
Играющие бьют друг друга подушками, издавая побед ные кличи, стараясь попасть
по различным частям тела. Игру может начать взрослый, чтобы снять запрет на
агрессивные действия. Следует заранее договориться с детьми, что сразу после
сигнала (колокольчик, хлопок и т. д.) игра прекращается.
Не рекомендуется
включать в группу детей, способных реагировать неадекватно. Не допускать
излишнего эмоционального возбуждения.
Игра «Необычное сражение»
Цель. Снижение
эмоционального и мышечного напряжения.
Дети по команде
ведущего начинают «необычное сражение». Играющие рвут газетную бумагу, и кидают
их друг в друга, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным
частям тела.
Игра «Повтори движения»
Цель: развитие
умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого.
Ребенок, слушая
взрослого, должен выполнять движения, если услышит название игрушки – должен
хлопнуть, если название посуды – топнуть, если название одежды – присесть.
Игра «Час тишины – час можно»
Цель. Развитие
умения регулировать свое состояние и поведение.
Договоритесь с
ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час
тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать,
конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается
делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты,
обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти часы можно
чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали
привычными в семье.
Игра «Молчание»
Цель. Развитие
умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.
Играющие садятся в
кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по
кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять
все, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила — водит.
Игра «ДА и НЕТ»
Цель. Развитие
умения контролировать импульсивные действия.
При
ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые
другие ответы.
Ты
девочка? Соль
сладкая?
Птицы
летают? Гуси
мяукают?
Сейчас
зима? Кошка
– это птица?
Мячик
квадратный? Зимой
шуба греет?
У
тебя есть нос? Игрушки
живые?
Игра «Говори»
Цель. Развитие
умения контролировать импульсивные действия.
Ведущий говорит: «Я
буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет
только тогда, когда я дам команду „Говори". Давай те потренируемся: „Какое
сейчас время года? (делает паузу) – Говори. Какого цвета занавески в нашей
комнате?... Говори. Какой сегодня день недели? Говори..."»
Танцующие встают в
круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений.
Сначала только движения головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в
разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то
вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом - в
кистях. Следующие движения - бедрами, затем коленями, далее -ступнями. А теперь
надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова +
плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо
стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.
Походка и настроение (для
детей с 4 лет)
Ведущий показывает
движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик,
а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь-
как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун.
Пройдем, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся,
как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдемся задумчиво, как
рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».
Танец огня (для
детей 5 лет)
Танцующие тесно
сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке
опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично
покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на
цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер
распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся,
соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки
светятся радостью и добром.
Зеркальный танец (для
детей с 5 лет)
Участники разбиваются
на пары. Звучит любая музыка. Один из пары - зеркало, он с наибольшей точностью
старается повторить танцевальные движения другого. Затем дети в паре меняются
ролями.
Танец морских волн (для
детей с 6 лет)
Участники выстраиваются
в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - «ветер» - включает
спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые
номера, при опускании руки - вторые. Море может быть спокойным - рука на уровне
груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими - когда ведущий плавно
рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны
перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.
Замечание: красота
танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.
Этюд «Насос и надувная
кукла» (для детей с 5 лет)
Дети разбиваются на
пары Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, - лежит на полу в
расслабленной позе (колени и руки согнуты, голова опущена). Другой -
«накачивающий» куклу воздухом с помощью насоса - ритмично наклоняется вперед,
на выдохе произносит: «С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом,
распрямляется, твердеет- она надута. Затем куклу «сдувают», несильно нажав ей
на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с». Она опять
«опадает». Дети в паре меняются ролями.
Лес (для
детей с 5 лет)
Ведущий: «В
нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок,
гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По
моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует:
–
на тихий, нежный ветерок;
–
на сильный холодный ветер;
–
на ураган;
–
на мелкий грибной дождик;
–
на ливень;
–
на сильную жару;
–
на ласковое солнце;
–
на ночь;
–
на град; на заморозки».
Этюд «Согласованные
действия» (для детей с 5 лет).
Дети разбиваются на
пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные
действия:
– пилка дров;
– гребля в лодке;
– перемотка ниток;
– перетягивание каната;
– передача хрустального
стакана; парный танец.
«Огонь-лед» (для
детей с 4 лет).
По команде ведущего:
«Огонь!»- стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела. По команде:
«Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько
раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.
Штанга (для
детей 5-6 лет)
Ребенок поднимает
«тяжелую штангу». Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает.
Сосулька (для
детей 4 лет)
Ведущий читает стихи:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
(В. Селиверстов)
Произнося первую и
вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и
четвертую, то должны уронить расслабленные руки и присесть.
Шалтай-Болтай (для
детей 4-5 лет)
Ведущий читает стихи:
Шалтай-Болтай
Сидел на стене,
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(С.Маршак)
Ребенок поворачивает
туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова
«свалился во сне» ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.
Спящий котенок (для
детей 3-4 лет)
Ребенок исполняет роль
котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и
опускается животик. Этот этюд желательно проводить под музыку Р.Паулса «День
растает, ночь настанет» (колыбельная).
Конкурс лентяев (для
детей 5-6 лет)
Ведущий
читает стихотворение В.Викторова «Конкурс лентяев»:
Хоть
и жарко,
Хоть
и зной,
Занят
весь
Народ
лесной.
Лишь
барсук –
Лентяй
изрядный –
Сладко
спит
В
норе прохладной.
Лежебока
видит сон,
Будто
делом занят он.
На
заре и на закате
Все
не слезть ему с кровати.
Затем дети по очереди
изображают ленивого барсука. Они ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются
как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыку
Д.Кабалевского «Лентяй».
Пылесос и пылинки (для
детей 6-7 лет)
Пылинки весело танцуют
в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась
все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот
встает и уходит.
Когда ребенок-пылинка
садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз,
руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.
Тренируем эмоции (для
детей с 4 лет)
Попросите
ребенка: нахмуриться
•
как осенняя туча;
•
как рассерженный человек;
•
как злая волшебница;
улыбнуться
•
как кот на солнце;
•
как само солнце;
•
как Буратино;
•
как хитрая лиса;
•
как радостный человек;
•
как будто он увидел чудо;
позлиться
•
как ребенок, у которого отняли мороженное;
•
как два барана на мосту;
•
как человек, которого ударили;
испугаться
•
как ребенок, потерявшийся в лесу;
•
как заяц, увидевший волка;
•
как котенок, на которого лает собака;
устать
•
как папа после работы;
•
как человек, поднявший большой груз;
•
как муравей, притащивший большую муху;
отдохнуть
•
как турист, снявший тяжелый рюкзак;
•
как ребенок, который много потрудился, но помог маме;
•
как уставший воин после победы.
Колечко (для детей с 4
лет)
Дети садятся в круг.
Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на
лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко
от ведущего. Угадавший становится ведущим.
Танец пяти движений (по
Габриэле Рот, для детей с 5 лет)
Для выполнения
упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого
темпа - одна минута.
1. "Течение
воды". Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в
другое движения.
2. "Переход через
чащу". Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой
барабанов.
3. "Сломанная
кукла". Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие,
незаконченные движения (как "сломанная кукла").
4. "Полет
бабочек". Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные
движения.
5. "Покой".
Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой,
звуки леса- стояние без движений, слушать свое тело.
Замечание, после
окончания упражнения поговорите с детьми о том, какие движения им больше всего
понравились, что легко получалось, а что с трудом.
«Давайте поздороваемся»( с 5 лет )
Цель: упражнение
продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
В начале упражнения
говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям
предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой
собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и
поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее
не использованный способ приветствия!
«Встаньте
те, кто...» ( с 5 лет )
Цель:
упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение
группового знакомства.
Ведущий
дает задание: "Встаньте все те, кто ...
-
любит бегать,- радуется хорошей погоде,
-
имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.
При
желании роль ведущего могут выполнять дети.
После
завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:
- Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе
оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит
сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.
Затем
вопросы усложняются (включают в себя две переменные):
-
Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос
адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает
группа»
«ОПИШИ
ДРУГА» ( с 5 лет )
Цель: развитие внимательности
и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.
Упражнение выполняется
в парах (одновременно всеми
участниками).Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают
прическу, одежду и лицо своего партнера.
Потом описание
сравнивается с оригиналом и делается вывод о том,насколько ребенок был точен.
«ЧТО
ИЗМЕНИЛОСЬ»( с 5 лет )
Цель: развитие внимания
и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.
Каждый ребенок по
очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты, За это время в группе
производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на
другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения
должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.
«
КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?» ( с 5 лет )
Цель: развитие
внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.
Упражнение выполняется
по кругу.
Каждый ребенок внимательно смотрит на своего
соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об
этом.
Ребенок, состояние
которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не
соглашается, дополняет.
«МОЕ
НАСТРОЕНИЕ» ( с 5 лет )
Цель: развитие умения
описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.
Детям предлагается
поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с
каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все
зависит от фантазии и желания ребенка.
«ПОДАРОК
НА ВСЕХ (ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК)»( с 5 лет )
Цель: развитие чувства
коллектива, умения дружить, делать правильный
выбор, сотрудничать со
сверстниками.
Детям дается задание:
"Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил
сейчас всем нам вместе?" Или: "Если бы у нас был Цветик-семицветик,
какое бы желание ты загадал?" Каждый ребенок загадывает одно желание,
оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети, лепесток,
через запад на восток,
Через север, через юг,
возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты
земли, быть по-моему вели.
Вели, чтобы... В конце
можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
«ПОРТРЕТ
САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА» ( с 5 лет )
Цель:
развитие анализа и самоанализа.
Детям
дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится
беседа:
-
Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами
обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести?
В
ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют
в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана
печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:
-
Помогай друзьям.
-
Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.
-
Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не
прав.
-
Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.
-
Не завидуй.
-
Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.
-
Спокойно принимай советы и помощь других ребят.
-
Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.
-
Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в
следующий раз.
«ЭТЮД
НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ»( с 5 лет )
Цель:
прочувствование различных позиций в общении.
Детям
дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит
в
диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и
актуальные
для детей темы: "Мое любимое животное", "Мой самый
радостный
день в прошлом месяце" и пр.
Сначала
ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят
лицом
друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит
около
своего стула (дети меняются местами), затем дети, сидя на стуле
спиной
друг к другу, продолжают разговор.
После
у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в
процессе
общения. Как больше понравилось общаться? Почему?
«РУКИ
ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ МИРЯТСЯ» (с 5 л )
Цель:
соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров;
развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через
прикосновение.
Упражнение
выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на
расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется
2-3 минуты): - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки,
познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа.
Опустите руки»
- Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа.
Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
-
Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они
просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
Обсудите,
как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что
понравилось больше?
«ВОЛШЕБНЫЕ
СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ» ( с 5 лет )
Вводная беседа.
Цель:
осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах
каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно
для этого можно сделать.
-
Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас
обидели?
- Что особенного умеют делать люди, с которыми
нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз,
добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые
слова, умение понять человека).
- Почему эти средства понимания мы можем
назвать "волшебными"?
-
Можем ли мы с вами применять эти "волшебные" средства, когда?
«ЛИЦА»(
с 5 лет )
Цель: способствует
развитию понимания мимических выражений и выражения лица.
Руководитель вывешивает
на доске различные картинки, маски:
-радость,- удивление,-
интерес,
- гнев, злость,
-страх,- стыд,
- презрение,
-отвращение,
Задача детей определить,
какое чувство выражает маска.
«МАСКИ»
( с 5 лет )
Цель: умение различать
мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих
эмоций.
Каждому из участников
дается задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх,
удивление... Остальные участники должны определить, что пытался изобразить
участник.
«РОЛЕВОЕ
ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»( с 5 лет )
Цель:
упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку,
применение "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии,
использование уже знакомых средств понимания.
Воспользовавшись
"волшебными" средствами понимания, дети должны помочь:
1)
плачущему ребенку, он потерял мячик;
2)
мама пришла с работы, она очень устала;
3)
товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;
4)
ваш друг плачет, он получил плохую оценку;
5)
девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию... Необходимо подобрать
столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.
«РИСОВАНИЕ»(
с 5 лет )
Цель:
развитие эмпатии, творческого воображения.
Детям
дается задание: "Нарисуйте доброе животное и назовите его
ласковым
именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством
понимания."
Рисование
проводится под тихую спокойную музыку, красками или
яркими
мелками, фломастерами на нелинованных белых листах.
Затем
устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю
вручается
грамота.
«ХУДОЖНИК
СЛОВА» ( с 5 лет )
Цель: развитие
способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания
детали, использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и
пассивного словаря детей.
Каждый ребенок по
очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет
- его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не
называя конкретно имени этого человека.
Учитывая уровень
развития детей можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На
какое животное похож? На какой
цветок? На какой предмет мебели? и т.д.)
«СДЕЛАЕМ
ПО КРУГУ ДРУГ ДРУГУ ПОДАРОК»( с 5 лет )
Цель:
развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения
другого,
развитие эмпатии.
Ведущий
дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то
конкретный подарок, а выдуманный: "Что вы хотели бы подарить именно этому
человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно
нужен." Подарок можно описать словами или показать жестами.
«ИГРУШКА»
( с 5 лет )
Цель:
ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия,
эмпатии, умения сотрудничать.
Упражнение
выполняется в парах. Один ребенок из пары - обладатель
красивой
и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит
играть.
Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его
задача
уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней.
Важно:
при выполнении этого упражнения ребенку - хозяину игрушки
в
руки дается любая игрушка, которую он должен представить как
свою
самую любимую.
Как
только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение
прерывается
и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.
«РОЛЕВОЕ
ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»( с 5 лет )
Цель:
задание направлено на конкретную проработку и применение "волшебных"
средств общения, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств
понимания.
Детям
задаются игровые ситуации, которые они инсценируют. Упражнение выполняется
коллективно (из группы выбираются участники, разыгрывающие ситуацию, и
наблюдатели). Задача актеров - максимально естественно проиграть заданную
ситуацию, наблюдатели же анализируют увиденное. После коллективного обсуждения
можно проиграть ситуацию еще раз с теми же самыми актерами (если ранее они
сделали это неудачно) или с новыми ( для закрепления на практике волшебных
средств понимания).
Примеры
проигрываемых ситуаций:
- Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся
два незнакомых мальчика.
-
Тебе очень хочется поиграть с такой же игрушкой, как у одного из ребят вашего
класса. Попроси ее.
-
Ты очень обидел своего друга. Извинись и попробуй помириться.
«НАСТРОЕНИЕ»
( с 5 лет )
Цель: умение описывать
свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии,
ассоциативного мышления.
Создается цветопись
настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый
ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде
пятна. Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из
цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого
наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общую
ромашку. Можно предложить детям сочинить спонтанный танец настроения.
«ШКОЛА
УЛЫБОК»( с 5 лет )
Цель:
развитие эмпатии, навыков культурного общения.
Вводная
беседа:
-
Когда люди улыбаются?
-
Какие бывают улыбки?
-
Попробуйте их показать.
Дети
пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне...
-
Нарисуйте улыбающегося человека.
- Улыбающийся человек, какой он?
«Я ХОРОШИЙ - Я
ПЛОХОЙ» ( с 5 лет )
Цель: развитие
рефлексии и самоанализа.
Детям предлагается
нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их
хорошие, так и плохие качества. Если дети затрудняются, то можно поговорить с
ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как
можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и
какой формы?
«ОБЩЕЕ
HACTPOЕНИЕ»( с 5 лет )
Цель:
развитие понимания, чувствования настроения собеседника.
1
этап: Объявляется конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя (в
дальнейшем набор эмоций можно расширить). Настроение изображается с помощью
мимики и жестов. Затем, когда выражение эмоции найдено, ведущий просит
придумать и издать звук, ассоциирующийся у каждого ребенка с этим состоянием
Если задание выполняется с трудом, то можно связать его с ситуацией из
конкретного жизненного опыта детей: "Вспомни себя, когда ты радовался,
когда у тебя произошло какое-то неприятное событие и т.д."
Если
дети начинают копировать движения друг у друга, то задание можно проделать с
закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда выражение нужного
состояния будет найдено.
2
этап: Работа в парах. Отбираются несколько базовых эмоций, например, испуг,
удивление, радость, горе. Дети стоят спиной друг к другу, на счет раз-два-три
показывают одно и то же состояние не сговариваясь. Важно как можно лучше
научиться чувствовать друг друга. Удачно, когда выбор состояния в паре
совпадают 2-3 раза подряд.
3
этап: Разрабатывается единый; всеобщий знак для изображения основных эмоций,
например, страха, горя, радости...
На
этом этапе важна работа по обсуждению видимых признаков, выражающих
определенное состояние.
«Ветер
дует на...» (с 5 лет)
Со
словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше
узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого
светлые волосы» — все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на
того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто
много плачет»,
«у кого нет
друзей» и т.
д.
Ведущего необходимо
менять, давая возможность
поспрашивать участников
каждому.
«Найди
друга» ( с 5 лет)
Упражнение выполняется
среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза,
дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или
своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки.
Затем, когда друг найден, игроки
меняются ролями.
«Рукавички» ( с
5 лет)
Для игры нужны
вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар
участников игры. Ведущий
раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным,
по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в
уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее,
раскрасить совершенно одинаково рукавички. замечание: Ведущий наблюдает, как
организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.
Победителей поздравляют.
«Сочиним историю»
( с 5 лет)
Ведущий начинает
историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает, и так далее по кругу.
Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории,
оттачивает его, делает более осмысленным,
и упражнение продолжается.
«Дракон» (для
детей с 5 лет)
Играющие становятся в
линию, держась за плечи. Первый участник — * голова», последний — «хвост»
дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело»
дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится
«хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник
не побывает в
двух ролях.
«Рычи лев,
рычи; стучи, поезд,
стучи»(с 5 лет)
Ведущий говорит: «Все
мы — львы; большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче
рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!»,
пусть раздается самое громкое рычание.»
«А кто может рычать еще
громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно
громче, изображая при
этом львиную стойку.
Затем все встают друг
за другом,, положив руки на плечи впереди стоящего. Это — паровоз. Он пыхтит,
свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под
соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то
медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист
на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и
все валятся на
пол.
«Есть или нет?»
( с 5 лет)
Играющие
встают в круг
и берутся за руки, ведущий —
в центре. Он
объясняет задание: они согласны
с утверждением, то
поднимают вверх и кричат
«Да», если не согласны, опус руки
и кричат «Нет!*
Есть ли поле светлячки?
Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв
у поросенка? Есть ли гребень у
горы? Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ
у скрипки? Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
«Тень» (с 5
лет)
Один играющий ходит по
помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания,
нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают
в линию за ним на небольшом расстоянии.
Они — его тень и должны быстро и четко
повторять его движения. Затем ведущий
меняется.
«На
что похоже настроение?» ( с 5 лет)
Участники игры по
очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их
сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение
похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение
проводится по кругу. Взрослый обобщает — какое же сегодня у всей группы
настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы
детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные
элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
«Психологическая
лепка» ( с 5 лет)
В этом деле многое
зависит от фантазии взрослого. Он просит детей слепить из своих тел одну общую
фигуру: «морскую звезду» (можно лежа на ковре) — и показать, как она движется.
Ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и
«оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.
«Прогулка
по ручью» ( с 5 лет)
На полу мелом рисуется ручеек,
извилистый, то широкий, то
узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы страиваются друг за другом в одну
«цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему,
расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается,
медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по
берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.
«Зеркало»
( с 5 лет)
Детям предлагается
представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы — зеркала,
другая —
разные зверушки.
Зверушки ходят мимо
зеркал, прыгают, строят рожицы — зеркала должны точно отражать движения и
выражение лиц зверушек.
Комментариев нет:
Отправить комментарий