Игры и упражнения для гиперактивных детей.
«Кричалки-шепталки-молчалки»
Цель:
развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из
разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий.
Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку», можно
бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо
передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны
замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует
«молчалками».
«Передай мяч»
Цель: снятие
излишней двигательной активности.
Сидя
на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее
передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально
быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать
его, повернувшись спиной в круг убрав руки за спину.
Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с
закрытыми глазами или используя в игр одновременно несколько
мячей.
«Зеваки»
Цель: развитие произвольного внимания,
быстроты реакции, обучение
умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Все играющие идут по
кругу, держась за руки. По сигналу ведущего
(это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются
и идут в другую сторону. Кто не успел
выполнить задание, выбывает из игры.
Игру
можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае
дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное
слово песни (оговоренное заранее).
«Расставь посты»
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности
концентрировать внимание на определенном сигнале.
Дети
маршируют друг за другом. Впереди идет командир, который
выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в
ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно
остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать
команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в
задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т.
д.).
«Слушай хлопки»
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все
идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном
направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны
остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки
в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза,
играющие должны принять позу «лягушки»
(присесть, пятки вместе, носки и колени
в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
«Давайте поздороваемся»
Цель: дать возможность
почувствовать свое тело, снять мышечного напряжение, ощутить себя членом группы
Играющие хаотично
передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По
определенному сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться как
можно с большим числом играющих.
Варианты сигналов
ведущего:
Хлопок в ладоши – надо
пожать руку всем возможным партнерам;
Звонок колокольчика –
погладить по спине партнера;
Звук свистка –
поздороваться «спинками».
Желательно для более
эффективного результата игры ввести запрет на разговоры во время выполнения
задания.
Упражнение "Речка-берег"
Ее можно
проводить как с группой детей, так и с одним ребенком.
Для этой игры
вам понадобиться веревочка, которая будет лежать на полу и обозначать
"береговую линию". Такую же роль может сыграть край ковра или любая
другая отчетливая граница.
Участники стоят
"на берегу" (по одну сторону веревочки). С другой стороны
"течет" река.
Ведущий
предлагает участникам выполнять его команды. Когда он говорит
"речка!" – прыгать в речку, когда говорит "берег!" – на
берег.
Первая часть
игры – тренировочная. Ведущий командует, называя в случайном порядке
"речка", "берег", и смотрит – смог ли ребенок выработать
избирательную реакцию на разные инструкции . Если на тренировочной стадии все в
порядке – переходим к основным.
Вариант 1.
Ведущий продолжает командовать, куда прыгать, и прыгает вместе с участниками. В
какой-то момент он начинает давать команды в четком порядке чередования (речка,
берег, речка, берег и т.д.). Когда участники привыкают к такому ритму и
начинают прыгать автоматически то туда, то сюда, ведущий вдруг нарушает порядок
и командует, например: "Речка! Берег! Речка! Речка!". На эту уловку
особенно часто попадаются дети, испытывающие трудности переключения . Они легко
входят в определенный ритм, но потом не могут вовремя изменить свою тактику и
продолжают действовать старым способом.
Если
ребенок регулярно ошибается при таком переключении, попросите его не торопиться
с действием, а сначала сказать вслух, что надо сделать, а уже потом прыгать.
Таким образом, мы "вставляем" его речь между инструкцией (командой) и
ее исполнением. Оречевление своих действий – очень важный навык, позволяющий
справляться с импульсивностью и трудностями переключения. В этом упражнении
вполне реально развить эту способность.
Вариант 2
(для продвинутых пользователей). Когда ребенок вполне освоится с первым
вариантом игры и сможет выполнять задание без ошибок, можно перейти к варианту,
развивающему избирательность внимания. Ведущий сообщает ребенку, что сейчас
будет "обманывать его глазки" – говорить все правильно, а делать
неправильно. После этого начинается как бы обычный вариант игры, когда первые
несколько команд соответствуют тому, что делает ведущий. В какой-то момент
ведущий делает "ошибку", например, говорит: "Берег!" – а
прыгает в речку. Ребенок должен "отключить" свои глаза, а следовать
только тому, что приходит через уши.
Комментарий:
это упражнение позволяет научить ребенка справляться с импульсивностью,
трудностями переключения, развивает избирательность реакций и внимания и
речевую регуляцию деятельности. Упражнение можно выполнять как с группой детей,
так и с одним ребенком. Наиболее эффективно его использовать с детьми старше 5
лет, но до этого возраста также можно пробовать самые простые варианты этой
игры. Периодичность его выполнения – по 5 минут в день. Чтобы ребенку не сильно
надоело одно и то же, можно предлагать разные варианты движений. Например,
вместо прыжков "в речку" и "на берег" предлагать ребенку
приседать и вставать с поднятыми вверх руками, изображая "грибочки" и
"елочки". Какие-то движения можно придумать самостоятельно. Здесь
почти не важно, что делать, главное – как.( Автор: О.А. Семенова Источник:
сайт "Наши невнимательные и гиперактивные дети")
Упражнение "Мама-робот"
Представьте
себе, что мама вдруг разучилась делать самые элементарные вещи, например, наливать
сок в стакан или делать бутерброд. А еще лучше, если она при этом ничего не
видит и может делать все только на ощупь. Для этого ей нужен
"проводник", который бы подсказал, куда нужно пойти и что сделать.
Этим проводником может стать ребенок.
Вариант 1.
Попросите ребенка, чтобы он научил Вас чему-нибудь, что он умеет, но только с
помощью слов. Например, сделать бутерброд. При этом задача родителей – делать
буквально все, что говорит ребенок. Если он считает, что для создания
бутерброда достаточно взять хлеб и положить на него колбасу, то возьмите батон
хлеба и положите сверху батон колбасы. Не забудьте спросить ребенка, все ли
получилось так, как он задумал, или же он забыл сказать Вам о чем-то еще.
Вариант 2.
Предложите ребенку поиграть в одну "рисовальную" игру. Дайте ему
чистый лист бумаги, а себе возьмите другой. Пусть он на своем листе так, чтобы
Вы не видели, изобразит что-нибудь, состоящее из простых геометрических фигур
(кругов, треугольников, квадратов). Предупредите его, что потом ему надо будет
рассказать Вам свою картину, не показывая, так, чтобы Вы смогли ее в точности
повторить на своем листе бумаги. Посоветуйте ему для начала нарисовать
что-нибудь не слишком сложное.
Вариант 3.
Предложите ребенку завязать Вам глаза и затем, с помощью инструкций, помочь Вам
добраться до какого-нибудь предмета, не задев ни одного стула, которые
расставлены в комнате. Его указания должны выглядеть примерно так: "два
шага вперед, шаг направо, три шага вперед, пять шагов налево, подними правую
руку вперед, выше, правее, бери!". Можете сами придумать какие-нибудь
варианты ценных указаний, которые он мог бы Вам делать.
Вариант 4.
Всем известный "графический диктант". Ребенок на клетчатом листочке
бумаги рисует какую-то фигуру или предмет, обводя контуры клеток (нельзя
использовать диагональные линии). После этого он должен
"продиктовать" ее взрослому так, чтобы у того получилось то же самое.
Каждая отдельная инструкция касается только одного шага, не превышающего размер
одной клетки. Инструкции, которые делает ребенок примерно таковы: "вверх,
влево, влево, вниз, вниз, вправо, вправо, вверх" (подсказка: должен получиться
квадрат две на две клеточки).Автор О.А.Семенова
Комментариев нет:
Отправить комментарий