Игры ТРИЗ
Игра
«Волшебные картинки»
Цель: развивать
воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы
(рисовать с закрытыми глазами).
Ход: Ребята,
сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете
рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится,
посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы
животных, людей и т.д.
Закрасьте
и дорисуйте им необходимые части.
Игра
«Кто кем будет?»
(со
средней группы)
Цель: учить называть
прошлое и будущее предмета.
Ход: Ребенок отвечает
на вопрос взрослого:
-
кем (чем) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка,
гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.»
При
обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов.
Например:
-
Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.
За
одну игру можно разобрать 6-7 слов.
Игра
«Кем был раньше?»
(со
средней группы)
Цель: учить называть
прошлое предмета.
Ход: Цыпленок
(яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба
(Икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей, хлеб
(мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей),
дом (кирпичиком) сильный (слабым).
Игра
«Как много всего сделал человек»
(со
средней группы)
Цель: учить
классифицировать предметы рукотворные по функции.
Ход: Предложить детям
объекты рукотворные.
Например:
стол, торт, кукла, самолет, тарелка, полка, чашка, мост, пирамидка, пылесос,
радио, шарф, носки, ложка, театр.
Спросить
детей, для чего сделан каждый предмет.
Дети
называют сектора:
игрушки
одежда
посуда
здания
(сооружения)
транспорт
мебель
бытовая
техника
Игра
«Путаница»
Цель: учить детей
подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на
его место другое.
Ход:
-
Ребята, однажды Дели - Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он
разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то
у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении,
убрать его, а на его место поставить другое.
Например:
Летит
колючий крокодил (снег)
Висит
зеленая собака (слива)
Самолет ползет по
рельсам (поезд)
Мальчик
ест скакалку (конфету)
Летит
воздушный диван (шар)
Рычит
лохматый слон (пес)
Смотрю
в прозрачное дерево (стекло)
Дверь
открывают вилкой (ключом)
Бабушка
связала мягкие подушки (варежки)
Мама
сварила вкусный стол (суп)
Игра
«Вопрос – ответ»
(со
средней группы)
Цель: развитие
смекалки, фантазии, умения рассуждать, доказывать.
Ход: дети становятся
в шеренгу у края ковра. Взрослый поочередно бросает каждому ребенку мяч и
задает вопрос, ребенок возвращает мяч, дает ответ и делает шаг вперед. Если нет
ответа, ребенок остается на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдет до
противоположного края ковра.
Например:
-
Почему снег белый?
-
Почему лягушки квакают?
-
Сколько голов у Змея-Горыныча?
-
Чей сын цыпленок?
-
Сколько хвостов у двух ослов?
Ответы
могут быть точными или творческими с фантазией.
Игра
«Животные, растения, птицы»
(со
средней группой)
Цель: развивать
внимание.
Ход: 1) ведущий
произносит слова, дети должны внимательно слушать и хлопать в ладоши всякий
раз, когда среди слов встречаются названия животных: «Внимание! Начали! Арбуз,
стол, кошка, мяч, воробей, телевизор, слон, кран, ворона, кукла, роза».
2)
Дети должны встать, если взрослый назовет растение: «Внимание! Начали! Кувшин,
крокодил, дуб, помидор, ракета, гвоздика, сорока, капитан, обезьяна, гриб,
магазин, ромашка».
3)
Дети должны топнуть, если взрослый назовет птицу: «Внимание! Начали! Крыша,
клен. Синица, солнце, стол, чайка, сова, чайник, совок, снегирь».
Игра
«Мир вокруг нас»
(со
средней группой)
Цель: учить классифицировать
все объекты материального мира на природные и рукотворные.
Ход: Ведущий
предлагает определить мир, в котором мы живем по цвету (многоцветный), размеру
(огромный), по составляющим (много всего), по форме (круглый). Педагог на доске
рисует круг «модель мира», делит его на две части: природная и рукотворная.
Ведущий показывает картинки объектов, а дети определяют, в какую часть круга их
надо сложить.
Например:
Ромашка – в
природную часть, т.к. цветок сам растет, пьет воду, дышит.
Утюг
– в рукотворную часть, т.к. его делает человек.
Камень
– в
природную часть. Т.к. и земля и воздух, и вода – часть природной системы.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: научить видеть
лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится
сравнение.
Ход: На доске –
изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый
предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.
Например: - Вот
помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ?
(помидор – овощ, а все остальные фрукты).
А
теперь лишний – банан. ПОЧЕМУ? (банан – продолговатый, а остальные
круглые). Лишний – апельсин. ПОЧЕМУ? (его можно разделить на дольки
без ножа). Лишнее – яблоко. ПОЧЕМУ? (яблоко хрустит, когда
его откусывают).
Примечание: сравнение
по цвету, весу, размеру, вкусу, где растет, количеству букв и т.д.
Игра
«Дорисуй картинку»
Цель: учить
ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части.
Ход: Взрослый
рисует на доске или листе бумаги часть предмета и предлагает ребенку дорисовать
предмет. «Я начну рисовать, а ты дорисуй».
Например:
Можно
предложить из букв, цифр, геометрических фигур дорисовать какой-нибудь предмет.
Игра
«Пинг-понг» (наоборот)
Цель: учить подбирать
слова-антонимы.
Ход: Воспитатель
называет слово – дети называют слово противоположное по значению.
: Словарик для детей 4-5 лет:
Черное
– белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т.д.
Словарик для детей 5-6 лет:
Сильный
– слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный – глупый; сладкий –
горький; быстро – медленно; трудолюбивый – лентяй; кривой – прямой.
Словарик для детей 6-7 лет:
Щедрый
– скупой; одетый – голый; сеять – жать; плыть – тонуть; жидкий – густой;
талантливый – бездарный; лохматый –
Игра
«Составление загадок».
Цель: формирование
навыков речевой творческой деятельности детей дошкольного возраста; обучение
детей созданию сравнений, созданию образных характеристик объектов.
Ход
игры: Перед
детьми вывешивается таблица с изображением модели составления загадок (смотри
фотографию).
1.
Предлагаем детям составить загадку про какой-либо объект.
2.Выбираем
объект, например, мяч.
3.Далее
детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам:
-Какой
мяч по цвету? (разноцветный, пестрый, яркий)
-Какой
мяч по форме? (круглый)
-Что
он делает? (скачет, прыгает)
4.Далее
просим детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить
правые строчки таблицы. Что бывает таким же?
-Разноцветный.
Что бывает таким же? (цветы, радуга…)
-Круглый.
Что бывает таким же? (арбуз, солнце, апельсин…)
-Прыгает
и скачет. Кто делает так же? (заяц…)
5.После
заполнения таблицы Воспитатель предлагает детям прочитать загадку, вставляя
между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не».
Получилась
загадка о мяче:
Разноцветный,
как радуга.
Круглый,
как арбуз.
Прыгает
и скачет, как заяц.
Рекомендации: целесообразно
значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной
первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет
тренировать детскую память: ребёнок, не умея читать, запоминает первые буквы и
воспроизводит слово в целом.
КОМПЛЕКС
УПРАЖНЕНИЙ "ТРЕНАЖЕР УМА”:
Тренажер 1.
1. Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов)
Окно, корабль, ручка, пальто, часы;
2. Вспомни, как выглядит твоя кухня. Не заходя туда,
перечисли 10-15 предметов, которые находятся на виду (при этом можно уточнить
детали: цвет, размер, форму, особые приметы).
3. Одно из этих слов лишнее. Какое? - Хлеб, кофе, утюг,
мясо. Почему?
Игра
«Кому это нужно?».
На
столе размещается набор картинок с изображением предметов быта и продуктов
питания: мебель, одежда, игрушки, овощи и т. п. Картинки разложены на столе
изображением вниз. Каждый из вас выбирает себе любую попавшуюся картинку и
должен объяснить, для чего этот предмет может пригодиться в детском саду.
Если
кто-то из вас не сможет дать объяснение, то картинка откладывается в сторону, и
вы выбираете другую. Выигрывает тот, кто соберет больше всех картинок с
объяснениями.
Третья
колонка «Волшебного телевизора» посвящена будущему. После школы молодые люди
имеют возможность выбора: куда им пойти учиться и работать. Для этого в нашей
стране имеются училища, техникумы и университеты. Из ваших родных или знакомых
кто-нибудь уже учится в таких учебных заведениях?
А
сейчас мы можем с вами помечтать и пофантазировать, какие детские сады могут
быть в далеком будущем.
Игра «Где
живут продукты?»
(раскладываю картинки, дети выбирают и составляют пары).
Сахар
живёт в сахарнице,
Соль
— в солонке,
Сухари
— в сухарнице,
Масло
— маслёнке,
Перец
— в перечнице,
Чай
— в чайнике,
Кофе
— в кофейнике,
Конфеты
— в конфетнице,
Салат
— в салатнике
Комментариев нет:
Отправить комментарий